ВЛИЯНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Королёнок Л.Г., Адамов В.А.

 

УО «Гродненский государственный медицинский университет», Гродно, Беларусь

УО «Гродненский государственный университет», Гродно, Беларусь

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Актуальность данной работы в том, что в ней в эпоху всеобщего увлечения восточными единоборствами и всем «восточным» вообще рассматривает роль непосредственно славянских игр на физическое и психологическое развитие детей и молодежи.

Мировоззрение славян, уклад их жизни и традиции способствовали созданию системы физического воспитания, оптимальной для их антропологического типа и климатических условий. Физическая подготовка начиналась с детства и воплощалась в играх. Существует обширная литература как теоретического, так и методологического характера, в которой рассматриваются роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов. Крупнейшие педагоги, учёные, общественные деятели считали и считают игру весьма полезной для воспитания народа. Во множестве публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в различных условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

Целью данной работы является осмысление значения игры на физическое и психологическое развитие детей и молодежи.

Здоровье нации – стратегический ресурс государства, которому на сегодняшний момент уделяется повышенное внимание, что еще более актуально в силу сложной демографической ситуации. В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3]. Таким образом, в понятие «здоровье» включается не только медицинский аспект сохранения и поддержания хорошей физической формы ребенка, но и формирование здорового психологического микроклимата.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счёте, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной активности. На формирование и развитие игр оказывали влияние природные, климатические, этнические, географические и другие особенности региона. В этом виде деятельности объективно сочетаются сразу несколько очень важных факторов: с одной стороны, в процессе игры идет развитие детей, они привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой активности; в-третьих – углубляют познание окружающей их среды, знакомятся с традициями предков, историей. Всё это, в конечном итоге, способствует воспитанию личности в целом. Игра – одно из комплексных средств воспитания, включающая не только всестороннюю физическую подготовку через непосредственное овладение основами движений и сложных действий в различных условиях коллективной деятельности, но и совершенствование функций организма, черт характера, психологическую подготовку.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель – выполнение какой-либо конечной задачи, т.е. получение результата, хотя и в рамках определённых способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Дети в своих играх не только подражают действиям и поведению старших, но и используют инвентарь, сходный с обычным, применяемым в повседневной жизни.

Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это не исключает, что в неё постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой жизненный опыт, который появляется у любого ребёнка с каждым прожитым днём. Именно поэтому в играх появлялась состязательность, которая способствовала тому, что определённая часть их легла в основу формирования спортивных игр. Развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, применялся спортивный инвентарь). Игра вводит ребёнка в жизнь, а общение с окружающими, с природой способствует приобретению знаний, навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности, то в ней проявляются такие важные факторы, как жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного и физического развития и многое другое.

В культурно-историческом развитии славянского народа игра являлась важным фактором воспитания. Много войн, бед и лихолетий пришлось перенести славянским землям, поэтому подготовка воина, способного защитить свою землю, свой род, начиналась с детства в играх, забавах. Во многих играх, возникших в результате влияния боевых условий, сохранились сюжеты военного характера. В процессе таких игр развивались физические, психологические и нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки. Они поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни. Все дети участвовали в играх, которых было множество: салки, прятки, бабки, чиж, городки, лапта, снежки, катание на санях и другие.

Данные археологии говорят о высоком уровне развития славянских игр ещё тысячу лет назад. Исследователями истории развития физической культуры установлено, что ещё в период первобытнообщинного строя (VI-VIII вв.) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства. Данная система включала в себя разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои», метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, «конские ристания», бег, плаванье, ходьба на лыжах, поднятие и переноска тяжестей, игры «Лапта», «Городки», «Бабки», «Взятие снежного городка», «Царь горы», «Игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры и др.

По свидетельству археологов, на территории Древнего Новгорода (Х-ХIII вв.) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров для различных игр, остатки разных по размеру мячей. При раскопках найдено множество игрушечных деревянных мечей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других изобразительных игрушек. Это говорит о том, что с давних времен у славян уделялось большое общественное внимание игровой деятельности, тем более, что играть любят не только дети, но и взрослые [2, с. 45].

О высоком для своего времени уровне боевой системы славян свидетельствуют отзывы современников-иностранцев, писавших о силе, выносливости, ловкости, боевой сноровке древнерусских воинов (Маврикий – VI в., Иоанн Эфесский – 583 г., Ибн-Фадлан Ахмед – 921 г.). Об этом же говорят летописи («Поединок юного славянина с печенегом», «Поединок князя Мстислава с князем Редедею» – из Лаврентьевской летописи), «Слово о полку Игореве», былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Микуле Селяниновиче и др., а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора [1, c. 11].

Таким образом, народные игры способствуют не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих, что и включается в современную концепцию понятия «здоровье», сформулированную в уставе ВОЗ.

Литература

  1. Былеева, Л.В. Игры народов СССР / Сост. Л.В.Былеева, В.М.Григорьев. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 269 с.
  2. Петухов, В. Богатырские игры / В. Петухов // Русский стиль. – № 1. – 1993. – С. 42.
  3. Устав Всемирной Организации Здравоохранения // Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf. – Дата доступа: 10.06.2013.

Опубликовано:

Королёнок, Л.Г. Влияние славянских народных игр на физическое и психологическое развитие детей и молодежи /Л.Г.Королёнок, В.А. Адамов // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины: сборник научных статей, посвященный памяти профессора М.С. Омельянчика / И.А. Наумов (отв. ред.). – Гродно: ГрГМУ, 2013. – 340 с. С. 131- 135

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив