ОСНОВНЫЕ ИСТОКИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ СЛАВЯНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Адамов В.А., к.и.н. Короленок Л.Г.

 

УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», УО «Гродненский государственный медицинский университет»

История славян насчитывает тысячелетия. Славяне – наиболее крупная группа народов, арийской, или, как было принято называть, индоевропейской семьи. Как и каждый народ, претендующий на свое место под солнцем, славяне просто были обязаны уметь защищать себя и свою землю.

У славян культивировалось бесстрашие, против них было трудно воевать не только из-за высокой физической подготовки, но и из-за особенностей их веры.

Уже в VI в.н.э. славянские воины считались одними из лучших в мире. Так, секретарь одного из готских князей, Иордан, отмечал, что славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью [4, с. 11]. О высоких боевых качествах славянских воинов свидетельствует и тот факт, что их часто приглашали к себе на службу византийские императоры, сирийские халифы и правители других стран. Славян обычно включали в состав отборных войск, брали телохранителями или принимали на руководящие воинские должности. Славянские боевые искусства формировались под влиянием климатических, экономических и геополитических условий. У славянских народов всегда существовало стремление к физической силе и духовному совершенству. Существовавший уклад жизни, мировоззрение славянских народов создали систему физического воспитания, оптимальную для людей с точки зрения антропометрии и существующих климатических условий. Антропометрические особенности славян отличаются от антропометрических особенностей восточных народов, что соответственно влияло на формирование славянских боевых традиций, манеру ведения боя.

Военно-физическая подготовка славян осуществлялась в основном в процессе различных бытовых игр, религиозных обрядов, развлечений и физических упражнений. В них большое место занимали самобытные средства физической и боевой закалки – кулачные и палочные бои, различные виды борьбы. У славян, в отличие от других народов, отдававших предпочтение индивидуальным поединкам, особое распространение в боевой подготовке получили массовые действия – «стенка на стенку», «свалка-сцеплялка» и другие, которые имели в то время более выраженный прикладной характер. Рукопашная схватка была главным способом ведения боя, и подготовка к ней составляла основу боевых искусств.

Искусство поединка в Древней Руси обожествлялось. Так называемые ритуальные поединки проводились перед великими, судьбоносными битвами, предваряя их, где каждый соперник представлял свой народ. Об идейном влиянии исхода подобного поединка говорит тот факт, что он иногда решал исход самой битвы, не доводя дело до всеобщего кровопролития. Так было в 1022 г., когда князь Мстислав, убив в рукопашной схватке касожского князя Редедю, обратил в смятение и бегство вражеское войско касогов. Эти победы достигались путём тренировок не только физических и психологических, но и обязательно присутствовала подготовка по технике ведения боя, применения приёмов, ударов, бросков.

Ритуальный поединок, свойственный чисто воинской культуре, прочно соединился с погребальным обрядом – тризной, переняв и само название обряда. Шумное похоронное действо пронизывает всю историю человечества, углубляясь в древний каменный век – палеолит. В данном случае, поединок призван не выявлять сильнейшего, а выразить общее мнение об умершем. Чем ярче и масштабнее действие, тем больший статус придаётся покойному. И тем достойнее его место в загробной стране героев. Конечно же, состязательность в рукопашном поединке не могло ограничиваться только ритуальным поединком. Вполне логично, что любой боец, чтобы проверить свои навыки и степень подготовленности, всегда будет стремиться к сравнению собственного уровня с тем критерием мастерства, который существует в системе рукопашного боя. Этот критерий мог выявить только состязательный или, если выразиться по-современному, спортивный поединок с определёнными правилами и укладом.

Необходимый для бойца комплекс навыков в мужчине воспитывался с самого раннего детства. Это происходило в специальных упражнениях, в труде и в таких играх, как «Царь горы», салки, прятки, лапта, снежки, жмурки и другие. И уже итогом проверки подготовленности и освоения бойцовских навыков становились кулачные и палочные бои.

В настоящее время на территории бывшего СССР успешно развивается много боевых систем, имеющих славянские корни, но не объеденные юридически и духовно в одну славянскую боевую систему. Конечно много знаний, навыков, исторических традиций было утеряно за время тех потрясений и войн, которые происходили на славянской земле. Сейчас большое количество специалистов и энтузиастов работает по восстановлению и развитию славянских направлений боевых искусств, конечно много в этой работе недостатков, неудач и недоработок, но восстанавливать что-то всегда тяжело. И если очевидно, что у народа, населяющего нашу территорию, есть потребность в восстановлении и развитии своих боевых традиций, то руководство славянских стран должно обратить внимание и оказать помощь в развитии, объединении и упорядочивании славянских боевых искусств. Данный опыт можно перенять и у наших восточных соседей, развивающих и пропагандирующих своё боевое искусство, несмотря на то, что у них культивируется большое количество стилей, направлений и авторских систем.

Одним из примеров деятельности по воссозданию и реконструкции славянских боевых искусств является работа клуба славянских единоборств в г. Гродно, Республика Беларусь.

На первоначальном этапе, когда возникла идея создания клуба, было много единомышленников, философствовавших и рассуждавших об идее развития славянских боевых искусств. Когда пришла пора действительно трудиться: готовить спортсменов; заниматься изготовлением доспехов, амуниции, снаряжения; проводить систематизированные лекционные и практические выступления с целью пропаганды; пыл многих поугас, что в принципе не удивительно, но зато рядом стали трудиться действительно, увлечённые, способные добиться больших успехов люди.

Клуб ведёт свою деятельность уже девять лет, основными целями и задачами которого являются: возрождение славянских боевых искусств, рукопашного боя, национальных традиций и традиций славянских народов и популяризация их гуманистической сущности; изучение, восстановление и широкое распространение знаний о национальном культурно-историческом и экологическом наследии; изучение, развитие, популяризация славянских ратоборств, повышение их роли во всестороннем и гармоничном развитии личности, укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни занимающихся; развитие и осуществление спортивных связей, обмен опытом по вопросам славянских боевых искусств и рукопашного боя; подготовка и повышение квалификации членов клуба; пропаганда здорового образа жизни.

Основными направлениями деятельности клуба являются: 1) историческое, которое включает в себя изучение истории, фольклора, изготовление и реконструкцию костюмов, доспехов, оружия, работу с различными видами оружия эпохи средневековья; 2) спортивный и прикладной рукопашный бой.

Молодые люди в процессе знакомства с деятельностью клуба выбирали для себя приоритетное направление для тренировок и занятий. Общее, что объединяет членов клуба – это интерес к славянской истории, к своим истокам, к тем традициям, которые на протяжении многих веков воспитывали воинов.

Очень показательна в этом плане работа и проведение тренировок с детьми от 6 до 12 лет. Используя опыт многих других клубов, школ и систем, развивающих славянские направления боевых искусств, занятия проводились в игровом формате, что в будущем позволяло значительно облегчить отработку и изучение боевых движений и приемов, которые именно в славянских единоборствах отличались свободой и раскованностью, что значительно повышало их боевой потенциал. И именно славянские народные игры, которые складывались на основе национальных традиций, с учётом культурных, социальных и духовных ценностей народа, в которых совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе, - использовались раньше и продолжают использоваться сейчас в славянской системе подготовки бойцов, воинов, единоборцев. И, исходя из опыта тренировочной работы, современные старшие школьники, студенты, да и уже взрослые мужчины, всегда не прочь поиграть в различные игры, которые помогают не только размяться перед серьёзной тренировкой, но и приносят определённый заряд бодрости и энергии.

В настоящее время ширится интерес молодёжи к изучению работы различными видами средневекового оружия, или, как его сейчас называют, «историческому фехтованию», изучению обрядов, традиций наших предков. Поэтому историческому направлению в клубе уделяется большое внимание, этому способствует и то, что клуб осуществляет свою деятельность на базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, что позволяет получать и использовать в своей деятельности наиболее передовые научные, исторические, медицинские и спортивные разработки.

Члены клуба своими руками плетут кольчуги, мастерят доспехи, шьют средневековую одежду. Кузнецы, которым также интересна такая деятельность, помогают выковать мечи, шлемы и прочие виды оружия и доспехов. Параллельно с этим, молодые люди, укрепляя дух и тело, учатся приёмам и особенностям работы с историческим оружием. И, конечно же, молодецкая удаль требует выхода и реализации своих навыков, для этого служат различные турниры, фестивали, показательные выступления.

Клуб являлся лауреатом и принимал участие в различных местных, республиканских и международных фестивалях, турнирах, праздничных мероприятиях, где демонстрировал высокую трюковую и артистическую подготовку, знание обрядов, традиций и обычаев славян.

В 2004 г. приказом коллегии Министерства культуры Республики Беларусь за успехи в развитии исторического направления клубу было присвоено звание «народный».

Именно деятельность в историческом направлении с демонстрацией славянских аспектов ведения рукопашного боя, обрядов, театрализованных представлений с оружием способствует более массовой пропаганде и популяризации славянских боевых искусств, их гуманистической сущности, возрождению национальных традиций и традиций славянских народов. После таких выступлений в клубе появляется много заинтересованных и увлечённых людей, растёт популярность клуба и интерес к его деятельности. Такая реакция вполне закономерна, ведь людей, живущих одной общностью, объединяет не только общая территория и языковое сходство, а вера, общая культура и исторически сложившиеся обычаи, в которых значительную роль играют боевые национальные традиции.

До недавнего времени на страницах газет, на экранах телевидения мелькали сообщения о «тевтонских» и «крестоностских» клубах в Беларуси, выражалось восхищение энтузиастами, реконструирующими несвойственный славянам образ жизни, обычаи, нравы. Конечно, лишних знаний не бывает, но при этом нельзя забывать свои истоки, свои исторические корни, ведь только сохраняя и оберегая свою историю, народ не потеряет свою самобытность, а каждый человек останется личностью. И, клубы, восстанавливающие и развивающие свои национальные традиции на территории Беларуси, всё-таки сыграли решающую роль в том, что у населения, в настоящее время, повысился интерес к изучению своих обычаев, традиций и знанию своей истории.

И, как отмечалось уже выше, любой боец, чтобы проверить свои навыки и степень подготовленности, всегда будет стремиться к сравнению собственного уровня в состязательном или, если выразиться по-современному, спортивном поединке с определёнными правилами и укладом.

Эта состязательность свойственна всем видам единоборств, и чтобы славянские единоборства смогли достойно представлять себя на мировом уровне, у них должна быть выработана единая система правил состязательных поединков, при всём при этом, оставляя за собой право иметь свои правила внутри системы или школы. Хотя, если внимательно посмотреть, такие универсальные правила есть – это правила рукопашного боя, по которым сейчас работают многие федерации, развивающие полноконтактные системы боя. На международном уровне похожие правила существуют в ушу (раздел саньда), миксфайт (так называемые «бои без правил») и др.

Гродненский клуб славянских единоборств в самом начале своей деятельности уделил наибольшее внимание именно спортивной деятельности, потому что было множество скептических ухмылок по поводу названия клуба, мол, пришли «лапотники», причём скептицизм звучал не только со стороны представителей различных видов единоборств, но и со стороны некоторых чиновников, которые недоумевали, откуда взялись славянские боевые искусства, и зачем они нужны, если есть восточные и даже западные (савват и пр.). Приходилось на простейших примерах истории вспоминать дружину Александра Невского, «чудо-богатырей» Суворова и объяснять, что их подготовкой не могли заниматься монахи Шаолиня или самураи, а они побеждали, причём побеждали в рукопашных, в штыковых схватках. Не зря мы сейчас до сих пор вспоминаем один из принципов Суворова: «Пуля – дура, штык –молодец!», если бы не было у его бойцов соответствующей подготовки, вряд ли бы он использовал это в сражениях.

В клубе для «прорыва на международный уровень» и «демонстрации своих преимуществ» было выбрано направление ушу – саньда, и рукопашный бой. На протяжении года, пока клуб не знали, его члены ездили на соревнования и там, где разрешали, выступали в славянских рубахах. Вначале были усмешки, но они прекращались, когда на награждении, ребята в славянских рубахах становились на пьедестал и получали медали и грамоты. Буквально через год занятий команда из четырёх человек приняла участие в Чемпионате Республики Беларусь по ушу (саньда), и все четыре человека стали призёрами в различных весовых категориях.

Потом было много побед, поражений, участий в различных республиканских, международных турнирах. В клубе воспитано несколько мастеров спорта по ушу, по рукопашному бою. Наибольшую гордость вызывают достижения Кебиковой Алеси, кстати, в клубе занимается много девушек, которая пока является единственной из женщин в Республике Беларусь, выполнившей норматив мастера спорта по ушу (саньда), ставшей Чемпионкой Мира среди женщин в весе до 60 кг по ушу (саньда), представлявшей Республику Беларусь на мировых первенствах в Италии и Китае.

Арсенал приёмов, ударов, изучаемый учениками очень разнообразен и постоянно обновляется и усовершенствуется, что на наш взгляд также является одной из особенностей славянских боевых искусств, ведь по утверждению многих известных людей, одной из особенностей славян является их способность быстро учиться.

Ранее одному из автором данной работы, руководителю клуба Адамову В.А. пришлось заниматься многими видами единоборств: самбо, рукопашный бой, карате, ушу и т.д., благодаря этому был приобретён какой-то опыт, появилась возможность перебирать арсенал приёмов, и выбирать что-то лучшее из имеющегося. Правда, уже тогда он не мог работать в низких стойках, столь характерных для восточных стилей, так как это не позволяло свободно передвигаться, и ещё было много условностей, которые не позволяли свободно чувствовать себя в бою.

Однако приобретенный ранее опыт помогает при подготовке бойцов, т.к. есть возможность учитывать особенности ведения рукопашного боя в различных условиях, с учётом особенностей анатомического строения бойца, на что также обращается большое внимание в славянских единоборствах.

Жизнь не стоит на месте, темп жизни увеличивается, а боевые искусств являются неотъемлемой частью нашей жизни, следовательно, и они постоянно развиваются и усовершенствуются. Это можно даже проследить на простейшем примере развития классического английского бокса. Каким он был раньше, и каким стал сейчас. Единственное, что должно оставаться неизменным, это дух, вера и та тонкая, но прочная нить, которая связывает нас с нашим прошлым, нашей историей.

Изучать опыт боевых искусств всего мира просто необходимо для того, чтобы не топтаться на месте, чтобы идти вперёд в своём развитии, чтобы знать и свои, и чужие слабые стороны. Ведь любой нормальный человек имеет две руки, две ноги, одну голову и одно туловище. Поэтому набор приёмов, ударов, боевых связок не может постоянно кардинально меняться, а лишь только усовершенствоваться с помощью применения психофизических и научных разработок, которые в большинстве своём и базируются на тех традициях, навыках, на том духовном наследии, которое нам оставили наши предки.

Чтобы показать и доказать состоятельность славянских единоборств, как системы, необходимо, в первую очередь – объединиться под общими целями, задачами и традициями, затем создать общую состязательную систему, которая будет соответствовать критериям, принятым на международном уровне, и всё это должно проводиться на государственном, законодательном уровне.

Особое внимание необходимо обратить на работу с детьми, подростками и молодёжью, ведь они, проявляя интерес к своей истории, своим боевым традициям, станут действительно патриотами своей земли и смогут принести много пользы, сохраняя свою самобытность, свою веру и укрепляя свой дух.

Работа по объединению славянских направлений боевых искусств ведётся. Большую роль, на наш взгляд, в этом играют федерации «Казачий спас» (Украина), «РОСС» (Россия), «ШТУРМ» (Россия) и другие федерации и школы, развивающие и пропагандирующие славянские боевые системы. Они проводят большое количество семинаров, конференций, фестивалей, турниров, способствующих сохранению и развитию славянских боевых традиций.

В городе Гродно Республики Беларусь городским клубом славянских единоборств, при поддержке местных властей, в мае 2009 г. будет проведён уже девятый традиционный фестиваль славянских боевых искусств, число участников которого растёт с каждым годом. В нём принимают участие клубы, развивающие и изучающие славянские направления боевых искусств, различные подразделения Вооружённых Сил и МВД Республики Беларусь и представители восточных боевых искусств, они ведь тоже славяне и живут на славянской земле.

Стоит вспомнить выражение «Боевое искусство – душа народа», и поэтому, лишь занимаясь и развивая свои исконные славянские боевые искусства, мы сохраним свою душу, а ведь её целостность и является самой главной в человеке. И только благодаря этому человек может жить, творить и оставаться Человеком.

Литература

  1. Белов, А.К. Славяно-горицкая борьба / А.К.Белов. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
  2. Логачев, В. Каждый отец вырасти воина-сына / В. Логачев // Русский стиль. – 1992. – № 1. – С. 11-16.
  3. Логачев, В. Русская сила / В. Логачев // Русский стиль. – 1993. – № 1. – С. 10-11.
  4. Туманов, А.А. Русский рукопашный бой // А.А.Туманов, А.В. Еганов, Л.А. Неретина. – Челябинск: «Урал-книга», 2000. – 365 с.
  5. Потрепалов, А. Борьба и кулачные бои в Сибири / А. Потрепалов //Русский стиль. – 1998. - № 1. – С. 40-41.

Опубликовано:

Адамов В., Королёнок Л. Основные истоки и преемственность в развитии славянских боевых искусств на современном этапе // Основи теоріі бойового досвіду слав’янскіх народів: матеріали міжнародноі науково-практичноі конференціі. Запоріжжя. 9 жовтня 2009 р. – Запоріжжя, 2009. – С. 96-102.

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив